Как Железногорск-Илимский стал «сельской агломерацией»

2 февраля 2021

Как Железногорск-Илимский стал «сельской агломерацией»

Как Железногорск-Илимский стал «сельской агломерацией»

    Непривычно звучит для важного центра черной металлургии в Сибири, с населением 23 тысячи человек. Но это так… 
«Есть на свете города…»

    В середине января стало известно о распоряжении правительства Иркутской области включить в «сельские агломерации» города с населением менее 30 тысяч человек. Таковых в Прибайкалье девять. 
    Юридическим основанием послужило еще постановление правительства РФ от 17 октября 2019 года. И хотя министр сельского хозяйства региона Илья Сумароков пояснил суть и задачи этого распоряжения, не только многие общественники, но даже ряд представителей местного самоуправления пришли в замешательство. Дело в том, что накануне, 14 января 2021 года, на селекторном совещании с мэрами и главами Прибайкалья председатель правительства Константин Зайцев сообщил о подготовке документации по возможности объединения районов в муниципальные округа. В результате одна новость наложилась на другую, и у тех, кто не участвовал в «селекторке», возникла путаница. Среди простых жителей пошли разговоры про слияние упомянутых в перечне городов с сельской округой. И даже про смену их статуса на сельский. И в правду, для обывателя «город», как часть «сельской агломерации» – нечто причудливое. В действительности, Железногорск-Илимский, как и восемь других его собратьев, селами с 1 января не стали. Просто теперь и на них распространилось действие программы «Комплексное развитие сельских территорий». Участие в госпрограмме упростит властям этих городов строительство социальных объектов и инженерных сетей. А населению хоть немного, но улучшит жизнь. Всего, в масштабах России, в 2021 году по ней должно быть реализовано не менее 1487 проектов. То есть почти в три раза больше, чем в 2020-м, когда эта 5- летняя программа стартовала. Разберемся детально, что именно поменяет включение в перечень «сельских агломераций» малых городов на примере Нижнеилимского района.
Рейтинги Минсельхоза выше. 
    Начнем с такого важного мероприятия госпрограммы, как «Современный облик сельских территорий». По нему территориям обеспечат приоритет в получении средств из консолидированного бюджета на строительство, модернизацию или капремонт объектов соцкультбыта. Речь идет о школах (включая учреждения дополнительного образования), детских садах, домах культуры и досуга, ФОКах, центрах социального обслуживания.
     Говоря о строительстве социальных объектов, нужно дать существенное пояснение, которое ускользнуло из официальных релизов и новостных лент. Дело в том, что в региональном бюджете денег на большинство заявок муниципалитетов не хватает. Следствие бушующего во всем мире экономического кризиса. Поэтому в рейтингах Минобразования, Минспорта и Минкульта Иркутской области объекты могут забуксовать надолго, так и не попав в распоряжение Минстроя об их строительстве. А так как прошлогодний рейтинг не пролонгируется, заявки всякий раз приходится подавать заново.
Зато по программе «Комплексное развитие сельских территорий» формируется отдельный рейтинг Минсельхоза – с прямым выходом на федеральное софинансирование. Здесь шансов получить средства на долгожданные соцобъекты значительно больше. Количество объектов, как и сроки начала их строительства, уточняются. Что-то могут включить на 2022-й, что-то на 2023, 2024 и 2025 годы. Мэры и главы муниципалитетов делают предварительные заявки к моменту выхода из отпуска заместителя министра сельского хозяйства Вячеслава Козина. Ведь именно он
непосредственно курирует программу. Однако нам стал известен ориентировочный перечень в Нижнеилимском районе, включая райцентр.
Подготовка кипит!
    Стоит оговорить, что изначальный перечень сельских агломераций был утвержден распоряжением правительства Иркутской области еще в апреле 2015 года. Тогда в него входили только сельские территории. Затем к ним добавились рабочие поселки. В Нижнеилимском районе их семь с совокупным населением свыше 16,5 тысяч человек или 36% жителей всей территории. А в Новой Игирме (9 тыс.) людей больше, чем в городах Бирюсинске и Алзамае. К слову, вопрос включения Железногорска-Илимского в перечень сельских агломераций мэр района Максим Романов и ранее неоднократно поднимал на совещаниях в правительстве региона, даже писал письма в Минсельхоз. С 2017 года районной администрацией была начата подготовка документов на вступление в программу. Прозорливое решение.
    Теперь, с распространением действия федеральной сельскохозяйственной программы на Железногорск-Илимский, ускорится и работа по районным поселкам.
В райцентре Максим Романов намерен капитально отремонтировать школы №№ 3, 4 и 5. В районе за счет сельской программы он собирается сделать капремонт в Хребтовской и Шестаковской средних школах, в здании начальной школы Коршуновской СОШ.
    Еще районные власти планируют включить в заявку строительство трех домов культуры: в поселках Соцгородок, Семигорске, Коршуновском. Существующие учреждения культуры расположены не в отдельных зданиях, а в приспособленных помещениях и ветхом строении. Понятно, не очень подходят для мероприятий.
    Всего в рейтинге других отраслевых программ находятся восемь комплектов проектно-сметной документации. Сейчас рассматривается вопрос их «перемещения» в заявку программы «Комплексное развитие сельских территорий», Максим Сергеевич считает ее условия выгодными для муниципалитета. Ведь софинансирование из местного бюджета – всего 4 процента, остальные 96% – федеральные целевые деньги. По реализуемым же областным программам доля местного бюджета – 12%. Кстати, и они будут продолжены. Здесь стоит упомянуть очередной этап капремонта школы в Новой Игирме. В прошлом году власти поменяли окна и кровлю, заменили отопление. Фактически, от старого здания останутся лишь стены. В активную фазу уже в 2021 году войдет капремонт бассейна в поселке Янгель, на который областные власти до 2023 года выделяют совокупно 25 миллионов рублей.
   Не менее масштабные виды на программу «Комплексное развитие сельских территорий» у городской администрации. Как пояснил глава Железногорского МО Алексей Козлов, прежде всего, решается вопрос капитального ремонта сразу трех спортивных объектов. Это построенный еще в 60-е годы прошлого столетия стадион «Строитель» в 1-м квартале города. Чуть более молодой (80-е годы) стадион «Горняк» в 6-м квартале. И одноименный спортзал в 3-м квартале.
    Также городской администрацией рассматривается строительство крытого корта в 8-м квартале на площади возле школы №5. По благоустройству власти планируют реконструкцию двух объектов в парковой зоне: пункта проката лыж и здание бывшего профилактория, где сейчас останавливаются спортсмены. Оба здания в аварийном состоянии, их целесообразней не латать, а полностью заменить легковозводимыми конструкциями.
    На строительство больниц целевая подпрограмма не распространяется. Зато в нее включена возможность возведения или ремонта больничных структурных подразделений. А именно: поликлиник, отделений, амбулаторий, ФАПов, центров врачебной практики семейной медицины и т.д. О планах участия в программе Минздрава Иркутской области мы попытаемся узнать в ближайшее время.
Водопровод, свет, интернет
    Благодаря «Комплексному развитию сельских территорий» малые города могут рассчитывать и на серьезную модернизацию инженерных сетей. Программа включает строительство или ремонт водозаборов, станций водоподготовки, водопроводов, канализационно-очистных сооружений. Причем как централизованных, так и автономных.
    В 12-м микрорайоне Железногорска-Илимского жители улицы Родниковой испытывают ежедневные проблемы с питьевой водой. Сам родник там почти иссяк несколько лет назад, а ближайшая колонка далеко. К тому же людям приходится на себе таскать воду вверх по горке. Теперь, благодаря новой программе, можно будет установить новую водоколонку для жильцов улицы. В промзоне города – поселке Донецкого ЛПХ – есть централизованное горячее и холодное водоснабжение. Однако сечение действующего водопровода не обеспечивает требуемый расход воды для пожарного гидранта. За счет мероприятий программы получится увеличить диаметр трубопровода.
  Также в подпрограмме «Современный облик сельских территорий» значатся строительство и реконструкция электросетей, включая установку оборудования для уличного освещения. В Железногорске-Илимском есть улицы в 13-м и 14-м микрорайонах, где освещения не было с самого начала их возникновения. За счет строительства линий освещения Алексей Козлов намерен устранить эту проблему – чтобы люди ходили по улицам безопасно.
Такая же проблема не только на окраине, но и по улице Ангарской, по пешеходной лестнице между магазинами «Шанс» и «Народный». Алексей Юрьевич и здесь решил линию освещения включить в заявку.
   Не забыли в правительстве про строительство и монтаж оборудования для широкополосного интернета. Тема более чем актуальная не только для далеких населенных пунктов, но и для индивидуального поселка райцентра. Не раз жители
улиц 40 лет ВЛКСМ, Кутузова, Суворова, Ушакова обращались в ПАО «Ростелеком», но всякий раз получали отказы. Представители оператора ссылались, что прокладывать дорогое оптоволокно в частный сектор им невыгодно. Теперь проблема доступной связи и интернета становится решаемой и в железногорской «Индии».
Новые автобусы и ипотека в 3 процента
    Пока не совсем ясен такой пункт программы, как «приобретение
пассажирских транспортных средств для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках проекта объектов…» Понятно лишь, что
указанные там автобусы (микроавтобусы) должны быть новыми. А вот с возможностью дальнейшей эксплуатации вопрос требует уточнения со стороны Министерства сельского хозяйства.
Очевидно, что автобусы можно приобретать для деятельности ведомственных учреждений. Например, развозить жителей на спортивные или культурно-досуговые мероприятия, детей в школы. Однако у глав городов имеется справедливая потребность, чтобы в свободное время транспорт не простаивал в гараже, а осуществлял пассажирские перевозки. Хотя бы там, где перевозчики редко выходят на линии.
    В Железногорске-Илимском транспортная проблема наиболее остро стоит в упоминавшихся уже удаленных 13-м и 14-микрорайонах и поселке Донецкого ЛПХ.
Монополист-перевозчик «Илим-Транс» отправляет туда рейсы нерегулярно.
Жителям приходится либо добираться пешком, либо тратиться на такси. Поэтому администрации, конечно, хотелось бы использовать возможность программы не только для ведомственных целей, но и обеспечить транспортную доступность таких городских окраин, как и четкое расписание маршрутов.
Впереди юридическая проработка вопроса. В конце концов, среди местных жителей тоже есть те, кто посещает клубы, школы и спортивные секции.
А вот в отношении гаража для МКУ «Оздоровительный комплекс» никаких препон нет. Сейчас вся техника хранится в арендуемом помещении. Строительство собственного гаража для учреждения абсолютно реально.
Наряду с новыми возможностями для малых городов в целом, появилась такая льгота, как ипотека под 3% годовых. Для сравнения, в крупных и средних городах она составляет 6,5%.
«Двойная дискриминация заканчивается»
   На «севера» приходятся четыре из девяти малых городов Прибайкалья, пополнивших перечень «сельских агломераций». Кроме Железногорска-Илимского, это Вихоревка, Бодайбо и Киренск. Большая заслуга в приоритете их проектов на региональным уровне принадлежит депутату Николаю Труфанову.
    Уже третий созыв он представляет в Заксобрании Иркутской области интересы северных районов. И потому ищет и находит любую возможность, чтобы жизнь в этих суровых окраинах России была хоть отчасти менее суровой. Лишь cсоздавая комфортные условия жизни людям, можно приостановить бегство с этих территорий.
   Не секрет, что «лоббистские» возможности Николая Степановича укрепляют две его высокие должности на региональном уровне: в Заксобрании он возглавляет комитет по собственности и экономической политике, а еще руководит Иркутской региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия».
«Жители малых городов и рабочих поселков большую часть периода современной России оказались перед лицом двойной дискриминации», – объясняет Николай Труфанов. – С одной стороны, есть крупные города, где комфортней жить и проще найти работу. Где размер бюджета позволяет стремиться к современной инфраструктуре. Где есть возможности, например, оплатить проектную документацию школ, бассейнов или детских садов, а затем без ущерба выделить средства на софинансирование их строительства.
    С другой стороны, множество сёл – с льготами для населения, целевыми сельскими программами, которые на десяток лет стали опережать программы малых городов и рабочих поселков. Они хоть как-то компенсируют нехватку благ современной цивилизации.
   Оказавшись посередине между крупным городом и селом, жители городков и ПГТ на долгое время ощутили себя в самом уязвимом положении. Чуть ли не брошенными на произвол судьбы. Я очень рад, что в последние годы государство серьезно задумалось о том, как живут люди в таких городах-поселках. Сначала изменения произошли на федеральном уровне, а теперь и региональная исполнительная власть не просто услышала наши голоса, но и начала претворять инициативы территорий в жизнь», – подытожил депутат.
    Так же Николай Труфанов отметил, что «с подачей заявок на строительство и капремонт объектов на 2022 год работа мэров и глав территорий не заканчивается. Уже сейчас необходимо составлять перечень н а 2023 год, чтобы успеть пройти госэкспертизу. Школы и детские сады не возникнут сами. Я готов оказывать муниципалитетам всяческую поддержку и даже курировать отдельные их проекты».

Максим Зимин

Начало активности (время): 02.02.2021