11 июля 2024
Работа Банка России по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных территориях
Отделения Иркутск
В соответствии с Методикой расчета уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в населенном пункте (далее – НП) проанализирован уровень развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в Иркутской области.
По состоянию на 01.01.2024 расчет проводился на основании данных об инфраструктуре предоставления финансовых услуг 1448 НП. Выявлено 218 НП (15%) с хорошим уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг, 232 НП (16%) - с уровнем выше среднего, 614 НП (42%) - со средним уровнем, 96 НП (7%) - с уровнем ниже среднего, 288 НП (20%) - с недостаточным уровнем (Рис. 1).
![2024-07-11_14-09-47.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/f42/f42dd766c94c5be5da97c96202b14e9d/2024_07_11_14_09_47.png)
Рисунок 1. Уровень развития предоставления финансовых услуг в Иркутской области на 01.01.2024
За 2024 год произошли следующие изменения уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в Иркутской области:
- выросло количество подразделений кредитных организаций на 29 единиц. Общее количество на 01.01.2024 – 387 единиц, из которых 273 (70,5% от общего количества) расположены в городах Иркутской области;
- количество банкоматов кредитных организаций и банковских платежных агентов снизилось на 305 единиц. Общее количество банкоматов на 01.01.2024 – 4710 единиц, из которых 3677 (78,1% от общего количества) расположены в городах Иркутской области;
- количество удаленных точек обслуживания с работником кредитной организации (за исключением окон АО «Почта Банк» в отделениях почтовой связи) уменьшилось на 1 единицу. Общее количество на 01.01.2024 – 179 единиц, из которых 152 (84,9% от общего количества) расположены в городах Иркутской области;
- увеличилось количество электронных терминалов, показатель вырос на 3699 единиц и на 01.01.2024 составил 75163 единицы. Электронные терминалы, расположенные в городах Иркутской области – 63429 единиц (84,4%);
- количество электронных терминалов с функцией выдачи наличных денежных средств увеличилось на 200 единиц. Общее количество на 01.01.2024 – 1477 единиц, из которых 387 (26,2% от общего количества) расположены в городах Иркутской области;
- количество торгово-сервисных точек, где предоставляется сервис "наличные на кассе", выросло со 231 до 299. Из них 190 (63,5% от общего количества) расположены в городах Иркутской области;
- количество отделений АО «Почта России» (стационарных, передвижных) уменьшилось на 96 единиц. Общее количество на 01.01.2024 – 671 единица, из которых 208 (31,0% от общего количества) расположены в городах Иркутской области;
- финансовые услуги на базе отделений АО «Почта России» предоставляет АО «Почта Банк»: в формате «ОПС Б»[1] - в 38 окнах отделений АО «Почта России», в формате «ОПС П1»[2] - в 158 окнах отделений АО «Почта России», в формате «ОПС С»[3] - в 155 окнах отделений АО «Почта России», в формате «ОПС П2»[4] - в 319 окнах отделений АО «Почта России»;
- количество других точек доступа к финансовым услугам (касс банковских платежных агентов, подразделений микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов) в сельской местности существенно не изменилось и не оказало влияние на изменение доступности финансовых услуг.
[1] Формат «ОПС Б» – точки, находящиеся в отделении почтовой связи, с работником банка, оснащенные банкоматом. Предоставляется широкий спектр банковских услуг и технологических действий, связанных с осуществлением банковских операций и сделок: прием документов для открытия банковского счета (вклада), оформление перевода пенсии, прием платежей, оформление платежных карт, кредитов, коробочных продуктов. Операции с наличными денежными средствами осуществляются только через банкомат банка
[2] Формат «ОПС П1» – точка в отделении почтовой связи. Обслуживание осуществляется через агентов банка-работников АО «Почта России». Реализована возможность приема документов для последующего открытия банковского счета (вклада) и получения кредита и кредитной карты, есть техническая возможность для оплаты товаров и почтовых услуг, снятия (с карт любых банков) и внесения (клиентами АО «Почта Банк») с помощью POS-терминала банка (через кассу отделения почтовой связи) наличных денежных средств, оформления перевода пенсии.
[3] Формат «ОПС С» – точка в отделении почтовой связи, обслуживание осуществляется через агентов банка-работников АО «Почта России», выделяется для обозначения самых отдаленных, самых труднодоступных точек, в которых зачастую поток потребителей гораздо ниже, чем в точках формата «ОПС П1».
[4] Формат «ОПС П2» – точка в отделении почтовой связи. Обслуживание осуществляется через работника
АО «Почта России», выполняющего функции банковского платежного агента АО «Почта Банк». Оснащается POS-терминалом с возможностью оплаты банковской картой товаров и почтовых услуг, снятия (с банковских карт любых банков) и внесения (клиентами АО «Почта Банк») наличных денежных средств через кассу отделения почтовой связи. Возможности приема документов на открытие банковского счета нет.
Приложение
Типы точек доступа к финансовым услугам
![2024-07-11_14-16-36.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/4f8/4f81f883fec1ed49a413cc6ee66e7e8f/2024_07_11_14_16_36.png)
![2024-07-11_14-17-14.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/a2a/a2a18eb879a84f48921a71bf8553bd9f/2024_07_11_14_17_14.png)
![2024-07-11_14-18-13.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/7fa/7fa3f9767a792b9bf1c069eb4079a2d2/2024_07_11_14_18_13.png)
![2024-07-11_14-18-58.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/734/73495bac3fa3a6010ca6d6e44373016a/2024_07_11_14_18_58.png)
![2024-07-11_14-19-51.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/032/032ba0cdbced2168c7b19685376b2ef8/2024_07_11_14_19_51.png)
![2024-07-11_14-20-28.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/df6/df6dd965de7ec9f4d2e34c98ad69bdbb/2024_07_11_14_20_28.png)
![2024-07-11_14-21-23.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/bc3/bc3351b0c5aaac682285febc37acc366/2024_07_11_14_21_23.png)
![2024-07-11_14-22-14.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/e55/e55713001c39ad8d5d78ab6c86ce229a/2024_07_11_14_22_14.png)
![2024-07-11_14-22-54.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/634/634b90198cd7fbb7118db46021d696ae/2024_07_11_14_22_54.png)
![Наличные на кассе_листовка для гражданpng_Page1.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/d75/d759b3d9334b8feee51f846fae7ec460/Nalichnye-na-kasse_listovka-dlya-grazhdanpng_Page1.png)
![Наличные на кассе_листовка для МСПpng_Page1.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/757/75717e34ccf5bc21742f6d64f7aa57c9/Nalichnye-na-kasse_listovka-dlya-MSPpng_Page1.png)
![Наличные на кассеpng_Page1.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/9b3/9b35ed174273dcc3b1c0a27dafd47417/Nalichnye-na-kassepng_Page1.png)
![Плакат_возможности картыpng_Page1.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/0a4/0a446da37e933811127c5aafb700a105/Plakat_vozmozhnosti-kartypng_Page1.png)
![ЭП1_Буклет СБП дя физических лицpng_Page1.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/641/641f7a59b0e05247e026a22f67a8bffa/EP1_Buklet-SBP-dya-fizicheskikh-litspng_Page1.png)
![ЭП1_Буклет СБП дя физических лицpng_Page2.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/f17/f174260fc55a0fa2ee8fd8b64b4a0fe4/EP1_Buklet-SBP-dya-fizicheskikh-litspng_Page2.png)
![ЭП2_Буклет СБП для юридических лицpng_Page1.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/b33/b333461e8ab6986c59ed4a15f328b0a2/EP2_Buklet-SBP-dlya-yuridicheskikh-litspng_Page1.png)
![ЭП2_Буклет СБП для юридических лицpng_Page2.png](https://26528.selcdn.ru/irkmo.ru-upload/medialibrary/e41/e410d09b56bbd0db4984c94dd51184e0/EP2_Buklet-SBP-dlya-yuridicheskikh-litspng_Page2.png)