17 декабря 2020
Отказ в обслуживании покупателя без маски и перчаток не является нарушением прав потребителей
Отказ в обслуживании покупателя без маски и перчаток не является нарушением прав потребителей
В адрес Управления Роспотребнадзора по Иркутской области поступают жалобы граждан на отказ в обслуживании в магазинах, по причине отсутствия у покупателей СИЗов (средств индивидуальной защиты).
В этой связи обращаем внимание на следующее, что в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний предусмотрена возможность установления уполномоченными лицами ограничений, в том числе в форме проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (статья 29 Закона № 52-ФЗ), объем и своевременность которых формируется исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на территории.
Роспотребнадзором разработаны и зарегистрированы в Минюсте России (№58565 от 26.05.2020) санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1.3597-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15.
Согласно СП 3.1.3597-20, к мероприятиям, направленным на «разрыв» механизма передачи инфекции, относится соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены: мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток.
В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера, как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа.
Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).
Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.
Соответственно в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.7 Указа Губернатора Иркутской области от 12.10.2020г. №279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области обязаны:
- исключить вход в помещения (в том числе в торговые залы) и транспортные средства, находящиеся на праве собственности, а также используемые на ином другом законом основании, граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.);
- организовать оказание услуг гражданам (требующих очного присутствия граждан) с условием обязательного ношения посетителями медицинских или гигиенических масок.
Действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, а также деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, направленные на ненасильственное воспрепятствование гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом отсутствие бесплатных масок в магазине не освобождает покупателя от ответственности за нарушение масочного режима по ст. 20.6.1. КоАП РФ.
Также сообщаем, что с 28.10.2020г. вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №31, согласно которого в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом лица, находящиеся на территории Российской Федерации обязаны обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Лицевые маски можно отнести к трём основным группам: медицинские изделия; средства индивидуальной защиты; прочие лицевые маски.
Для производства медицинских масок производителем могут быть использованы положения ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», который распространяется на медицинские маски, предназначенные для ограничения передачи инфекционных агентов от персонала пациентам во время хирургических операций и в других медицинских помещениях с аналогичными требованиями.
Медицинская маска с соответствующим микробным барьером также может эффективно способствовать сокращению выхода инфекционных агентов из носовой и ротовой полости бессимптомного носителя или пациента с клиническими симптомами.
Настоящий стандарт не применим к маскам, предназначенным исключительно для индивидуальной защиты персонала.
Помимо медицинских масок, существуют средства индивидуальной защиты органов дыхания, которые являются объектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной зашиты». Требования к подобным средствам установлены в ГОСТах к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия» и ГОСТ 12.4.2942015 (EN 149:2001+А1:2009) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей».
По принципу защитного действия, средства индивидуальной защиты органов дыхания подразделяются на фильтрующие и изолирующие.
Особенности фильтрующих средств защиты (респираторы) состоит в наличии у них фильтрующего элемента, с помощью которого загрязненный воздух очищается (пары и газы поглощаются слоем активного угля, пыль и аэрозоли оседают на волокнах противоаэрозольного фильтра) и после очистки поступает к органам дыхания.
Прочие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым не установлено. Предприятие-изготовитель может разработать и утвердить собственные технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ для получения уже утвержденных требований. Формирование реестра ТУ обеспечивает подведомственный Росстандарту СТАНДАРТИНФОРМ на основе информации, предоставленной предприятиями-изготовителями.
13 апреля 2020 г. в реестре технических условий зарегистрированы ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 "Маска лицевая гигиеническая" (далее - ТУ), которые распространяются на текстильно-галантерейные изделия «Маска лицевая гигиеническая» (далее – маска).
Маску лицевую гигиеническую используют в качестве барьерного средства в целях фильтрации воздуха, поступающего в дыхательные пути потребителя, в обычных условиях. Основная цель ношения масок – снижение риска инфицирования.
Изготовление масок лицевых гигиенических в соответствии с ТУ может осуществляться из текстильных материалов (бязи, миткали и других), не используемых для производства масок медицинских. При этом, продукция, производимая в соответствии с требованиями ТУ, не относится к категории медицинских изделий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №31 и Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020г. №279-уг не установлены требования к использованию определенных видов масок, в связи с чем, допускается использование одноразовых (многоразовых) масок, изготовленных самостоятельно.
Действующими нормативно-правовыми актами ни на федеральном, ни на региональном уровне не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления и торговых предприятий, обеспечивать население бесплатными масками.
В п.14.1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции, являющимися приложением №1 к указу Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года №279-уг указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области, обязаны исключить обслуживание граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.), создав возможные условия для ношения масок (разъяснения для граждан, продажа масок по ценам не выше рыночных, по возможности вручение масок бесплатно отдельным категориям граждан и т.п.).
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно которых при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица);
в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, обязанность предоставлять органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации бесплатные средства индивидуальной защиты для населения отсутствует.
Данная правовая позиция Роспотребнадзора фактически была подтверждена Верховным Судом Российской Федерации, который в своём решении от 22 октября 2020 года по делу № АКПИ20-536.