10 апреля 2020
Сообщение прокуратуры
Ограничения в связи с коронавирусом: законно или нет?
Обязаны ли граждане соблюдать ограничения по передвижению и другие в связи с коронавирусом? – именно этот вопрос возникает у большинства граждан в ответ на принимаемые органами власти меры.
Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что предусмотрено 3 режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- режим повседневной деятельности;
- режим повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС);
- режим чрезвычайной ситуации.
Статья 3 указанного Федерального закона устанавливает, что одной из его целей является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Кто может вводить режим повышенной готовности?
На территории всей Российской Федерации либо её части – Правительство Российской Федерации (п. «а.1» ст. 10 Федерального закона №68-ФЗ).
На территории субъекта РФ – органы государственной власти субъектов РФ (п. «м» ч. 1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ).
Какие обязанности возникают у граждан при введении режима повышенной готовности?
При введении режима повышенной готовности органом государственной власти субъекта РФ граждане обязаны соблюдать правила поведения, установленные таким органом (п. «у» ч. 1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ).
При введении режима повышенной готовности Правительством РФ граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
а также выполнять иные требования, перечисленные в п.3 Правил, утверждённых постановлением правительства РФ от 02.04.2020 №417.
Какие ограничения может ввести государство?
- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
- приостанавливать деятельность организации, если существует угроза безопасности работников такой организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
- осуществлять создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (ч. 10 ст. 4.1 Федерального закона №68).
Чем предусмотрены ограничения на территории Иркутской области?
В настоящее время на территории Иркутской области действует Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг, которым введён режим повышенной готовности с 20:00 18.03.2020.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На территории Иркутской области таким лицом в настоящее время является временно исполняющий обязанности губернатора.
Указом губернатора Иркутской области от 04.04.2020 №78-уг в Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг внесены изменения, и Иркутская область определена как территория, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того, Указом №78-уг утверждены Порядок передвижения лиц и транспортных средств, Перечень организаций и ИП, деятельность которых приостановлена (ограничена).
Так, граждане, находящиеся на территории Иркутской области, в период с 5 по 12 апреля 2020 года вправе передвигаться по территории Иркутской области в следующих случаях:
1) следования к месту (от места) работы, которая не приостановлена с федеральными и областными правовыми актами;
2) следования к ближайшему месту приобретения продуктов, лекарств и товаров первой необходимости, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
3) выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
4) обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизнью и здоровью и иных экстренных случаев;
5) следования к месту осуществления деятельности, не приостановленной в соответствии с федеральными и областными правовыми актами.
Кроме того, в период действия режима самоизоляции нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, вне места проживания (пребывания) должно осуществляться в сопровождении совершеннолетних граждан.
Предусмотрена ли ответственность за несоблюдение ограничений?
КоАП РФ предусматривает несколько видов правонарушений в связи с несоблюдением ограничений.
С 01.04.2020 действует ст. 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Так, гражданам за нарушение данной статьи может быть назначен административный штраф в размере до 30 тыс. руб., на должностных лиц и ИП – до 50 тыс. руб., на юридических лиц – до 300 тыс. руб.
А если эти действия повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, но не содержат уголовно наказуемого деяния, либо правонарушение совершено повторно, то гражданам может быть назначен административный штраф в размере до 50 тыс. руб., на должностных лиц – до 500 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, на ИП и юридических лиц – до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
С 01.04.2020 данная статья дополнена частями 2 и 3, которые предусматривают ответственность за те же действия, совершённые в период режима ЧС либо при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Максимальное наказание, предусмотренное данной статьёй, составляет наложение административного штрафа на граждан в размере до 300 тыс. руб., на должностных лиц до 500 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; на ИП и юридических лиц до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
На заметку
Согласно официальным данным, опубликованным на сайте стопкоронавирус.рф, по состоянию на 08.04.2020 на территории России
зарегистрировано 8 672 случая заражения вирусной инфекцией COVID-19, из которых 63 случая закончились летальным исходом, 580 – выздоровлением, остальные находятся в стадии лечения. При этом только за последние сутки зарегистрировано 1 175 новых случаев заражения.
Прокуратура Нижнеилимского района настоятельно рекомендует сохранять спокойствие и соблюдать установленные ограничения, а также следовать рекомендациям Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора РФ по профилактике распространения коронавирусной и других вирусных инфекции.
помощник прокурора Нижнеилимского района
юрист 1 класса Ю.В. Феоктистов