27 сентября 2017
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
Многие нижнеилимцы до сих пор не знают, что на территории нашего района нашли останки американских самолетов, потерпевших крушение во время Великой Отечественной войны.
25 сентября, в единый день мобилизационной подготовки сотрудники и представители районной администрации, Думы, Молодёжного парламента, районного Совета ветеранов, ДОСААФ отправились к границе Усть-Кутского и Нижнеилимского районов на 488 километр федеральной трассы «Вилюй». Взобравшись на крутую гору, где расположен памятник погибшим лётчикам АЛСИБА, мэр района Максим Романов обратился к присутствующим:
- Именно здесь в 1988 году, в глухой тайге были найдены обломки самолета, среди них - бортовые орудия, пулеметные ленты… Очевидно – самолет боевой.
- К месту крушения было организовано несколько поисковых экспедиций. По сохранившимся на деталях надписям, удалось определить тип самолета, время и обстоятельства происшествия.- Продолжила рассказ Оксана Ефремова – исполняющий обязанности начальника отдела по культуре, спорту и молодёжной политики.
- Установлено, что 12 июля 1943 года, почти 75 лет назад здесь потерпел катастрофу самолет А-20 «Бостон» 5-го перегонного полка НКВД. Командир экипажа старший лейтенант Иван Иванович Заломин и штурман старший лейтенант Иван Архипович Максимов вели бомбардировщик по авиатрассе Аляска-Сибирь из Киренска в Красноярск. Попав в густую облачность, они направились на запасной аэродром в Нижнеилимске, но в условиях грозы и дыма от таежных пожаров врезались в сопку. Их имена высечены на памятнике возле которого мы сегодня собрались, подытожил воспоминания Николай Липатов – руководитель поисковых экспедиций, ДОСААФ.
Участники проследовали к высоте 1000 метров, откуда открывается весь район и прослеживается маршрут и масштабность. Это место стало традиционным, где почитают погибших лётчиков, останки которых были погребены в Усть-Куте, в братской могиле вместе с экипажем другого «Бостона». Три залпа раздались в глухой тайге…
Воздушная перегоночная трасса Аляска-Сибирь (АЛСИБ) строилась и действовала в обстановке строгой секретности с целью перегонки американских самолетов для фронта. Воздушный коридор осваивали советские летчики. Документы о нем до начала 90-х годов хранились в закрытых архивах. Позже появившиеся сведения помогли объяснить, следы каких катастроф находили охотники и ягодники в тайге.
Затем группа спустилась в вниз, где были организованы стрельба из пневматической винтовки, сбор и разборка автомата Калашникова.