4 ноября 2016
СЕДЬМОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ
СЕДЬМОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «Образование Приилимья– 2016».
31 октября, 1 ноября 2016 года на базе МБОУ «Железногорская сош №4» прошел районный образовательный форум «Образование Приилимья - 2016». Форум направлен на развитие муниципальной образовательной системы Нижнеилимского муниципального района, ориентированной на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям инновационного развития.
Основные цели Форума - позиционирование лучших практик образовательных организаций и педагогических работников – участников районной инновационной инфраструктуры в сфере образования; повышение мотивации и стимулирование педагогических работников, способных инициировать и внедрять инновации в образовательную практику, способствующие развитию муниципальной образовательной системы; привлечение внимания общественности к инновационным процессам в области образования, поддержание диалога и обмен опытом по вопросам стратегии развития образовательных систем, расширения межведомственного взаимодействия.
Задачи Форума: демонстрация достижений муниципальной образовательной системы; популяризация лучших практик образовательных организаций, педагогических и руководящих кадров в решении профессиональных задач; выявление творчески работающих педагогических коллективов, педагогов, публичное признание их вклада в образовательную сферу Нижнеилимского муниципального района; совершенствование механизмов формирования и поддержки инновационного поведения педагогических коллективов образовательных организаций.
В Форуме приняли участие 21 МОУ, 17 ДОУ, 2 УДО, подведомственные Департаменту образования; более 400 руководящих и педагогических работников образовательных организаций всех типов; представители общественности и ведомств, заинтересованных и участвующих в развитии муниципального образования, более 300 обучающихся МОО – участников межведомственной конференции «Мой край родной - Приилимье», победителей научно-практических конференций старшеклассников и обучающихся начальных классов, участников детского волонтерского движения «Дорогою добра», лидеров школьного ученического самоуправления, активистов районного военно-патриотического клуба «Патриот», участников конкурсов по робототехнике.
Форум проводился по следующим номинациям: конкурсы « Вы - Лучшие!» (лучшая образовательная организация, лучший руководитель МОО, лучший педагог); выставочные павильоны «Ярмарки инновационной продукции»; межведомственные деловые встречи; школы передового опыта (школа информатизации, школа ФГОС, школа нового поколения, школа качества).
Образовательный форум отличала доброжелательная творческая атмосфера, которая царила с первых минут работы. Администрация МБОУ «Железногорская сош №4», педагогический коллектив, технический персонал, работники общественного питания совместными усилиями создали обстановку комфорта, гостеприимства и праздничного настроения.
Форум открылся конкурсом «Моя формула успеха», где участниками были руководители образовательных организаций МОУ «Железногорская сош №1» (директор Расимавичене Т.В.) и МКОУ «Коршуновская сош» (директор Маслобоева Н.М.). Создание в педагогических коллективах обстановки творческого сотрудничества и соперничества, выявление талантливых, творчески работающих педагогов, обобщение и популяризация их опыта, вот основные составляющие формулы успеха современного руководителя образовательной организации.
Конкурс «Лучшее образовательное учреждение» «Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и творческой жизни», - подчеркнул Д. Медведев. Именно с этих позиций оценивалась работа образовательных учреждений района, участвовавших в конкурсе. Его цель: демонстрация ОО активно внедряющих инновационные образовательные программы. В этом году победителями стали: МОУ «Новоигирменская сош №3», МБУ ДО «ЦТРиГО п. Новая Игирма», МОУ «Янгелевская сош», МДБОУ д/с «Золотой ключик».
В рамках проведения районного образовательного форума «Образование Приилимья-2016» работала ярмарка творческих инициатив педагогов старшего поколения «Пусть не прервется нить традиций», посвящённая 90-летию Нижнеилимского района и 200-летию системы образования в районе, (модератор - Свинцова Л.Н., Тоскина Л.М., заместитель председателя РК Профсоюза - руководитель секции, Кравченко Л.М., председатель Совета ветеранов педагогических работников Нижнеилимского района).
Во время работы данной секции были представлены индивидуальные и групповые работы из 10 общеобразовательных учреждений района по разным тематическим направлениям: «Легенды Нижнеилимского учительства» (представление опыта работы известных педагогов района), «Времён связующая нить…» - о семейной династии, о работе ОО по духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения – о тех традиционных мероприятиях, которые способствуют духовно- нравственному воспитанию; «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» (о традиционных мероприятиях в ОО, которые приносят славу учительству нашего района); о преемственности поколений в одной ОО «Учитель – ученик».
Хочется верить в то, что ветераны педагогического труда нашего района, присутствовавшие на этом мероприятии, получили истинное удовольствие от того, что о них помнят, их традиции продолжают, а младшее поколение извлечёт очень важные уроки из того жизненного опыта педагогов, о чьём труде было так хорошо и доступно рассказано.
Также в рамках VII районного форума «Образование Приилимья-2016» состоялась выставка-ярмарка «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ «Территория детства», в которой приняли участие 17 дошкольных образовательных учреждений района.
Участие в ярмарке - это возможность представить собственные наработки, результаты деятельности своего учреждения на объективный суд коллег по профессии, возможность представить себя такому непривычному ещё для педагогов эксперту как рынок педагогического опыта. Это настоящий праздник идей, обмен опытом работы. Каждый участник старался продать свои пособия, проекты, методические продукты, чтобы участие в ярмарке было продуктивным. За время работы ярмарки были реализованы методические пособия, проекты, продукты деятельности, произведены обмены. Ярмарка позволила наладить продуктивный диалог и открыть доступ к интересным наработкам. Главная особенность ярмарки заключается в том, что она показывает педагогу способы достижения успешности, учит достойно оценивать себя и свой труд, быть мобильными и востребованными, поднимает престиж в глазах общества. Ярмарка - механизм привлечения и продвижения новых методик и технологий, авторских проектов и передовых идей, дающих качественные результаты в обучении и воспитании. Ярмарка позволяет влиять на качество образования, это новая форма сотрудничества, яркая, оригинальная, способная заинтересовать, увлечь, помочь выстроить профессиональную траекторию педагога.
Ярмарку посетили представители администрации района, руководители и педагоги дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, родители обучающихся и воспитанников, представители различных ведомств. Участники Ярмарки презентовали свои проекты по всем заявленным направлениям. Разнообразные по тематике работы педагогов вызвали большой интерес зрителей.
В рамках форума работала межведомственная презентационная площадка передового опыта: «Лучшие социальные практики взаимодействия, партнёрства и сотрудничества в организации работы по профилактике социально - негативных явлений, социального сиротства и семейного неблагополучия в детской среде». Презентационная площадка была представлена по 4-ём направлениям: проектная деятельность, опыт взаимодействия специалистов учреждений, программы сотрудничества, обобщение опыта работы (16 выступающих). Следует отметить сетевые проекты, реализуемые в ОО: «Внедрение школьной Службы примирения в образовательное учреждение», «Школьный уполномоченный», проект «Добро» (по профилактике детского и подросткового неблагополучия). Стартует муниципальный инновационный проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Нижнеилимском муниципальном районе». Был представлен опыт работы Консультационного пункта для родителей детей с ОВЗ, работающего над созданием безбарьерной среды для развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Выстроено межведомственное взаимодействие в формировании правового пространства и профилактике социального сиротства обучающихся. Разнообразны программы психолого-педагогического сопровождения детей в профилактике социально-негативных явлений: «Взаимодействуем вместе», «Сотрудничество ради детей», «Семья-Центр-Социум», профилактика суицидального поведения обучающихся с детьми «группы риска». Предложена работа по раннему выявлению семейного неблагополучия» и инновационные формы взаимодействия образовательной организации с семьей. Особый интерес вызвала программа взаимодействия школы и Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей п.Коршуновский «Шаг навстречу» и Центра социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района по организации клубной работы по профилактике вторичного сиротства «Клуб замещающих семей», сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Клуб «Навстречу друг другу», в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Клуб «Доверие».
Образовательный форум сегодня – это мероприятия для педагогов и для детей, поэтому одним из приоритетных направлений является демонстрация достижений муниципальной системы образования в развитии системы поиска и поддержки талантливых и мотивированных детей.
В рамках образовательного форума работали «Школы передового опыта». Педагоги презентовали свой практический опыт работы по разным направлениям. Всего приняло участие 238 педагогических работников, которые продемонстрировали эффективность своей работы на предметном уровне, во внеклассной работе, при работе с родителями. Всем педагогам вручены дипломы участников образовательного форума. Лучшие работы рекомендовано представить в региональный реестр лучших педагогических и управленческих кадров «Школа информатизации». При проведении мероприятий на данной площадке были использованы различные формы работы: калейдоскоп достижений, конкурс творческих проектов, фестиваль по робототехнике, презентации, консультационная площадка и мастер-классы, участниками которых стали педагоги и руководители образовательных организаций, обучающиеся и их родители.
Подведены итоги муниципального конкурса «Лучший сайт образовательной организации-2016». В каждой номинации выявлено по одному победителю. Лучшим сайтом общеобразовательной организации признан сайт МОУ «Железногорская сош №1». Победителем среди дошкольных организаций стал сайт МБДОУ Детский сад «Золотой ключик».
В Калейдоскопе достижений «Технологии электронного обучения» был представлен инновационный опыт четырнадцати педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, реализующих образовательные программы с применением информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с современными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Освещены актуальные вопросы: использование ЭОР и электронного обучения на уроке (МОУ «Железногорская сош №5 им. А.Н.Радищева», МОУ «Рудногорская сош»), внедрение дистанционного обучения во внеурочной деятельности (МОУ «Новоигирменская сош №3», МОУ «Рудногорская сош»), работа базовых школ по формированию ИКТ-компетентности школьников (МОУ «Железногорская сош №1», МОУ «Новоигирменская сош №3»), развитие инженерно-технического творчества средствами робототехники (МБУ ДО «ЦТРиГО п.Новая Игирма», МОУ «Новоигирменская сош №3»), использование учебно-лабораторного оборудования в ДОУ и начальной школе (МДОУ д/с «Росинка», МОУ «Железногорская сош №1») и др.
В программу фестиваля по робототехнике вошли конкурс творческих проектов «Мой робот» и соревнование роботов «Робосумо».
На презентационной площадке «Внедрение электронных форм учебников» была представлена система цифровой дистрибуции Lecta и работа с ЭФУ издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф». Также был озвучен план работы по апробации ЭФУ в образовательных организациях района.
В ходе мастер-класса «Организация использования учебно-лабораторного оборудования в условиях реализации ФГОС НОО» был представлен опыт работы педагогов МОУ «Железногорская СОШ №1» Жуковой С.В., Солодковой А.А. по применению интерактивной приставки и цифровых микроскопов на уроках в начальной школе.
В завершении работы Школы информатизации состоялся мастер-класс «3D-принтеры в образовании – технология будущего», в ходе которого учащийся 9 класса МБОУ «Железногорская СОШ №4» Бабенко Вячеслав продемонстрировал приемы работы с 3D-принтером и на практике показал все этапы подготовки трехмерной модели: проектирование деталей, подготовку параметров модели к печати, распечатку созданной модели. Также был рассмотрен вопрос о возможностях использования 3D-принтеров в образовательном процессе.
Площадка Школы информатизации предоставила возможность не только для презентации опыта педагогов, обмена идеями, но и указала направления движения современного образования в области информатизации.
«Школа ФГОС» работала по трём направлениям: Дискуссионная площадка для руководителей ОО «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО», Педагогическая лаборатория дошкольной образовательной организации по ФГОС ДО, «Открытая трибуна» на базе районных пилотных площадок, районных проблемных групп, опыта работы педагогов «О стандарте нестандартно».
На дискуссионной площадке для руководителей ОО «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО» был представлен опыт работы руководителей муниципальной пилотной площадки «Введение ФГОС для детей с ОВЗ и У/О», районного методического объединения «Комфорт» для педагогов, работающих по АООП по реализации ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями и комплексу необходимых условий для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ОВЗ и У/О. Следует отметить положительный опыт работы ОО: образовательная среда, способствующая развитию разнообразных потребностей обучающихся с ОВЗ и УО, нестандартные методы обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: программы: «Мы вместе», «Творим волшебство», сборник конспектов психологических занятий «Встречи с психологом».
Дошкольные образовательные учреждения района представили интересные работы по разным направлениям деятельности: использование возможностей ИКТ в образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования, дидактические пособия по сенсорному воспитанию детей, для развития мелкой моторики, по развитию речи дошкольников; презентация программ дополнительного образования; воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через проектную деятельность, формирование профессиональных компетенций педагогов в рамках реализации ФГОС ДО, сенсорное развитие детей дошкольного возраста, проектная деятельность как форма создания развивающей предметно-пространственной среды группы, создание условий для здоровьесбережения детей дошкольного возраста, нестандартное оборудование в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, игры на развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста, практики игрового взаимодействия и др.
Опыт НОО представили школы: МОУ «Железногорские сош №1, 3, 4, 5», МОУ «Видимская сош», МОУ «Новоилимская сош», МОУ «Хребтовская сош». Опыт всех школ самоценен и, несомненно, вызвал интерес слушателей. Наиболее интересный опыт, который необходимо показать для целевой группы представили: МОУ «Железногорская сош №5 им.А.Н. Радищева» (Сергеева М.О., учитель начальных классов) «Формирование навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений в начальной школе»; МОУ «Новоигирменская сош №1» (Сидорова Н.А., учитель начальных классов) Мастер-класс «Урок математики во втором классе на основе индивидуализации образовательной деятельности школьников (реализации концепции ФГОС НОО)»; МОУ «Железногорская сош №3» (Пушмина Т.Ф., учитель начальных классов) «Сотрудничество с Открытым молодёжным университетом в сфере развития новых образовательных технологий, реализующим современные программы интеллектуального развития младших школьников («Мир моих интересов»)».
Опыт ООО представили школы: МОУ «Железногорская сош №5 им. А.Н.Радищева», МОУ «Новоигирменская сош №2», МОУ «Рудногорская сош», МОУ «ОСШ им.М.К. Янгеля п.Березняки», МОУ «Хребтовская сош», МОУ «Соцгородокская сош». Интерес вызвали выступления МОУ «Новоигирменская сош №2» (Меджус А.И, зам.директора по УВР, учитель математики, Зубова Н.П., учитель технологии) «Опыт введения ФГОС: проблемы, пути решения». В лёгкой шуточной форме выступающие показали, какой титанический труд был проделан коллективом за эти годы – школа является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО с 2012 года. Школа показала какую нормативную базу разработали, поделились картами индивидуального развития, картами самооценки, показали как составить Приложение к календарному учебному графику (с учётом деятельности обучающихся) на учебный год. МОУ «ОСШ им.М.К. Янгеля п.Березняки» (Гредюшкова О.Н., учитель информатики) «Реализация комплексной образовательной программы «Школьный университет» по формированию у школьников IТ-подготовки и творческого потенциала». Педагог поделилась опытом сотрудничества и рассказала какие перспективы открываются перед обучающимися: имеют возможность получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. МОУ «Рудногорская сош» (Брылёва О.В., заместитель директора по УВР, учитель информатики) «Стратегии смыслового чтения как способ полноценного освоения содержания учебного материала. Предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии». Был сделан акцент на то, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС, и представлены приёмы, которые дают наибольший результат. (Ошвинцева М.В., учитель истории) «Реализация деятельностного подхода в преподавании истории: методический и практический аспекты» показала как и какие приёмы технологии смыслового чтения применяет на своих уроках.
После подведения итогов работы площадки участники обменялись телефонами и e-mail для сотрудничества и взаимообмена информацией.
Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в III разделе «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей» определена одна из задач «Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение». Поэтому важным направлением явились вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования гражданской идентичности подрастающего поколения, которые рассматривались на «Школе нового поколения». Был представлен опыт работы в следующих направлениях: Презентации лучших исследовательских работ старшеклассников и проектных работ обучающихся начальных классов; Презентации лучших практик организации работы с детьми; Мастер- классы «Новые технологии образования»; Презентации профильных и предпрофильных программ, профориентационная работа.
Новая школа это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя новой школы – помочь ребятам найти себя во взрослой жизни, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В такой школе и позиция директора другая – больше степень его управленческой свободы и уровень его ответственности как руководителя. Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа открыта и в будние, и в воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли спортивные мероприятия – это и место для семейного отдыха. Именно о такой школе рассказывали, показывали презентации, делились опытом работы, мечтали педагоги, школьники, гости на площадке « Школа нового поколения», все неравнодушные к образованию, а, значит, будущему наших детей участники.
«Школа качества» - это современная система оценки качества образования, которая обеспечивает педагогов, родителей, учеников и общественность в целом достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
ЕГЭ – прошлое и будущее» (педагогический опыт по реализации концепции математического и филологического образования); Открытая дискуссионная площадка «Построение внутренней системы оценки качества образования»; Мастерская «Интерпретация результатов оценочных процедур для разных групп пользователей (на примере региональных мониторингов и ВПР) - вот те вопросы, которые рассматривались на данной площадке. Эффективные механизмы и методы организации деятельности образовательных организаций по предложенным вопросам были представлены на этой площадке.
В целях повышения престижа профессии педагога, создания в педагогических коллективах обстановки творческого сотрудничества и соперничества, выявления талантливых, творчески работающих педагогов, обобщения и популяризации их опыта прошли конкурсы:
- «Учитель года – 2016»;
- «Лучший педагог дополнительного образования – 2016»;
- «Лучший воспитатель дошкольного учреждения – 2016».
9 участников этих конкурсов стали финалистами III этапа, который состоялся на образовательном форуме.
На закрытии форума, были названы победители и призеры конкурсов профессионального мастерства Победители будут представлять Нижнеилимский район в областных профессиональных конкурсах.
VII образовательный Форум «Образование Приилимья – 2016» доказал свою эффективность не только как смотр достижений, но и в качестве серьёзной школы профессионального мастерства, направленной на развитие и совершенствование как конкретного педагога, так и в целом муниципальной системы образования. Форум позволяет нам «работать на опережение», закладывая в образование модель будущего.
Отдел развития образования МКУ «Ресурсный центр»
НА ФОТО: Т.В. Перминова – начальник Департамента образования, Н.П. Спешилова – директор МБУ ДО «ЦТРиГО п. Новая Игирма», М.С. Романов – мэр района