2 сентября 2021
К 40-летию трагедии: печальная дата в истории района…
К 40-летию трагедии: печальная дата в истории района…
Много событий разного толка промелькнуло в калейдоскопе нашего города.
Об одном из них с горечью, с уважением и почитанием к причастным людям попытаюсь рассказать, напомнить о трагедии, произошедшей в небе в районе аэропорта сорок лет назад.
В солнечное утро 18 сентября 1981 года в Иркутском аэропорту пассажиры рейса № 652 готовились к посадке. Женщина средних лет с билетом на дневной рейс торопилась на похороны и пыталась уговорить кого-нибудь поменяться местами. Парень в штормовке, наблюдавший эту сцену со стороны, подошел к женщине и согласился ей помочь, поменяться билетом. Но так получилось, что поменялся он не только билетом, но и судьбой, ибо взлетевшему самолету не суждено было совершить запланированную посадку...
В окрестностях аэропорта Железногорска-Илимского среди обломков ЯК-40, поваленных деревьев разбросанного багажа и человеческих тел дымились останки вертолета МИ-8. На глазах у встречающих воздушные судна столкнулись в воздухе и рухнули с высоты 400 метров. После такого мощного удара шансов остаться в живых у летевших не было.
К месту авиакатастрофы срочно прибыли Восточно-Сибирский транспортный прокурор Г.Я. Барский, его заместитель Б.Я. Фурсов, начальник следственного отдела А.И. Колесников и Братский транспортный прокурор Л.И. Володин. Предстояла кропотливая работа профессионалов по установлению причин, приведших к трагедии.
Тот день управление движением е аэропорту Железногорска осуществлял диспетчер Герасин, временно прикомандированный, из аэропорта Братска. Неправильно оценив создавшуюся в; воздухе обстановку, он разрешил экипажу вертолета снижение высоты до 400 метров, хотя эта позиция была, занята самолетом ЯК-40. Воздушные судна стали сближаться на пересекающихся курсах и в 12 часов 13 минут произошло столкновение.
Но почему это произошло? Анализ большого количества документов позволил привлечь к уголовной ответственности, кроме Герасина, еще старшего диспетчера Агеенкова и заместителя начальника по управлению воздушным движением Братского объединенного авиаотряда Степанова. Агеенков, отвечавший за стажировку Герасина на командно-диспетчерском пункте в аэропорту Железногорска, провел обучение всего за 15-20 вместо 280 часов, предусмотренных нормативными документами, и единолично принял у него зачет по теоретической и практической подготовке, хотя знал, что готовность диспетчера к самостоятельной работе должнаопределить квалификационная комиссия Братского авиаотряда. Командир отряда не издавал приказа о его допуске к работе, Степанов, отвечавший за управление воздушным движением, в нарушение правил наставления по производству полетов, должностной инструкции, не организовал и не определил объем стажировки диспетчера Герасина, не проверил лично практические навыки новичка по управлению воздушным движением в аэропорту Железногорска. За неделю до трагедии необоснованно поставил отметку в свидетельстве Герасина на допуск к этой работе.
Из речи прокурора Г.Я. Барского подсудимые, ставя Герасина на ответственный участок работы и умышленно нарушая при этом многие пункты правил и должностных инструкций, надеялись, что все обойдется благополучно. Полное безразличие к выполнению своих обязанностей, к жизни людей...
Анализ доказательств позволил определить меру наказания каждому, Степанов был осужден к 14, Агеенков - к 10. Герасин к 6 годам лишения свободы.
Из интервью с К. А. Сафоновым, первым секретарем Райкома партии:
- Страшное известие застало меня в Управлении Коршуновстроя. Срочно выехали в район аэропорта, где ожидал начальник аэропорта Кузьма Егорович Прохоров. Останки были разбросаны в радиусе 3 км. Срочно организовали оцепление. Вся работа производилась четко. Решения Райкома выполнялись неукоснительно. Благодаря директору ГОКа В.В. Беломоину были подключены все цеха. Выделили транспорт, людей для исполнения траурных обязанностей. Никто не остался в стороне. Состоялся траурный митинг на площади у Дома Культуры. Присутствовали приехавшие из поселков района.
Ответственным за оцепление был назначен В.А. Корниенко. Обследовали буквально каждый метр территории. Найден был и пистолет, находящийся у охранника государственной почты…
Начальник отдела по подготовке водохранилища А.С. Бубнов находился в Иркутске в Сельхозуправлении. Касса Аэропорта была рядом. Но что-то не давало ему решиться взять билет на первый рейс, вот не хотелось и все. Решил взять на второй. Приехав в Аэропорт, узнал, что его друг районный землеустроитель В.М. Шевцов все-таки улетел первым рейсом. Вот так сложились обстоятельства, так сложились судьбы.
Это дело никогда не забудут осужденные, родные и близкие погибших, работники правоохранительных органов, участвовавшие в его расследовании, сотрудники авиаслужб Восточной Сибири.
А парнем в штормовке, уступившем свой билет торопящейся женщине, оказался Николай Китаев, работник Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В день 30-й годовщины со дня трагедии на месте падения самолета ЯК-40 и МИ-8 в 2011 году был проведен траурный митинг. Были зачитаны фамилии 40 погибших членов экипажей и пассажиров. Сказаны добрые слова в память безвременно ушедших. Никто не забыт, Ничто не забыто.
Павел Муратов, очерк подготовлен по материалам областной газеты «Восточно-Сибирский путь»