Нормативно-правовая база

     В отделе социально-экономического развития Администрации Нижнеилимского муниципального района вопросами труда и заработной платы занимается главный специалист отдела - Полуэктова Наталья Валерьевна

     По всем вопросам и консультациям обращаться в каб. 220, тел. 3-15-81.

     Режим работы

Понедельник: 08.00 - 17.00

Вторник - пятница: 09.00 - 17.00

Обеденный перерыв: 13.00 - 14.00

Выходные дни: суббота, воскресенье

Уважаемые граждане! 

Легализация теневой занятости

Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений - это задача, решение которой приобретает особую значимость для населения.

В наше время устроиться на работу без заключения трудового договора не составляет большой проблемы. Но через такую «занятость», которую частенько практикуют представители малого бизнеса, социально незащищенными остаются в первую очередь работники.

Каждому человеку необходимо помнить, что за свое благополучие, в том числе и заработную плату, несет ответственность он сам. И никакой работодатель не может заставить его получать зарплату «в конвертах».

При любом варианте нелегальных трудовых отношений все условия труда либо их часть, в первую очередь размер оплаты труда, определяются устными договоренностями, а значительная или большая часть оплаты труда производится не в виде официальной заработной платы, а в скрытых формах – «в конверте».

Необходимо соизмерять эти риски и не соглашаться на невыгодные условия труда.

К рискам теневой занятости населения можно также отнести: 

  • выполнение не предусмотренных трудовым договором обязанностей;

  • несоответствие условий труда нормам трудового законодательства;

  • увольнение (прекращение работы) без объяснения причин;

  •  минимальный размер пособия по безработице;

  • невозможность доказать стаж и опыт предыдущей работы при попытках трудоустройства к другому работодателю и для целей пенсионного обеспечения.

«Трудовые отношения» без документального оформления (по устной договоренности) приводят к ряду негативных последствий для работников:

  • способствуют массовому несоблюдению трудовых и пенсионных прав работников;

  • сложности в получении пенсионного и социального обеспечения;

  • приводят к отсутствию возможности получать предусмотренные законодательством социальные и имущественные налоговые вычеты;

  • граждане лишают себя возможности оплаты: отпусков, больничных листов, пособия по безработице, пособий по беременности и родам и уходу за ребенком, выходного пособия при увольнении по сокращению численности или штата, (при начислении этих выплат учитывается официальная заработная плата);

  • «теневая» зарплата ограничивает права работников при возникновении потребности воспользоваться ипотечным или потребительским кредитами (одобрение получения кредита зависит от размера официальной зарплаты работника).

Преимуществами официального трудоустройства являются:

  • официальная заработная плата, получаемая своевременно и в полном объеме;

  • получение гарантированных выплат;

  • социальное страхование работников в соответствии с федеральными законами;

  • оплачиваемый больничный лист и отпуск;

  • возможность получения пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет;

  • стаж и отчисления от зарплаты работника в Пенсионный фонд, учитываются для целей, которые необходимы для получения достойной пенсии при достижении пенсионного возраста;

  • выполнение установленных требований в сфере охраны труда;

  • возможность получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Уважаемые Нижнеилимцы!

Не поддавайтесь на преимущества временных удобств. Ведь пообещав заработную плату в «конверте», как и работу без оформления трудового договора, работодатель не берет на себя никаких обязательств, а наоборот, может не выплатить заработную плату вообще. В таком случае у Вас не будет никаких доказательств из-за отсутствия оформленных трудовых отношений. Закон не сможет защитить Ваши интересы. Опасность заработка в «конверте», неоформленных трудовых отношений еще и в том, что человек автоматически теряет право на социальные блага.

В случае если Вы или Ваши близкие столкнулись с фактами уклонения работодателей от заключения трудовых договоров или выплаты «серой» заработной платы в Нижнеилимском муниципальном районе, Вы можете об этом сообщить, по телефону 8 (39566) 3-15-81.


Каковы последствия получения "серой" зарплаты?

Работодатель может прекратить выплату «серой» зарплаты в любой момент. Помимо этого, из неё не производится оплата отпуска, листка нетрудоспособности, выходного пособия, будущей пенсии. Могут возникнуть проблемы с получением кредита и ипотеки, а также существует риск привлечения к налоговой и уголовной ответственности.

Выплата «серой» зарплаты

Работник, получающий «серую» зарплату, то есть зарплату, с которой не уплачиваются налоги, должен осознавать все негативные последствия, к которым это может привести. Выплата «серой» зарплаты производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни её размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение.

При получении «серой» зарплаты могут возникнуть следующие проблемы:

Взыскание «серой» зарплаты с работодателя

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ч.1 ст.21 ТК РФ). За нарушение установленного срока выплаты зарплаты работодатель должен выплатить работнику денежную компенсацию (ч.6 ст.136, ст.236 ТК РФ).

При невыплате заработной платы работник может обратиться за её взысканием с работодателя, в том числе в суд (ст.382, ч.2 ст.392 ТК РФ). Однако работнику будет трудно доказать неправомерную невыплату «серой» зарплаты, поскольку её размер, порядок и срок выплаты, как правило, не подтверждены документально.

Оплата отпуска

Нет никаких гарантий, что работодатель оплатит отпуск или компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника в полном объеме, - сумма отпускных высчитывается исходя из размера официальной части заработной платы, которая может быть значительно меньше «серой» (ст.114 ТК РФ).

Оплата листка нетрудоспособности

Аналогично оплате отпуска оплата листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) рассчитывается исходя из официального заработка, либо исходя из МРОТ с учетом коэффициентов (ст.183 ТК РФ; ч.1, 1.1, 6.1, 6.2 ст.14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Выходное пособие

При увольнении работника выходное пособие и средний месячный заработок за период трудоустройства будут исчислены исходы из официальной части зарплаты (ст.178, ст.181.1 ТК РФ).

Будущая пенсия

Отчисления в Фонд пенсионного и социального страхования РФ также производятся на основании «белой» части заработной платы. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника (ст.2, ст.10 Закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Кредит и ипотека

Работник, получающий «на бумаге» небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в банке или не оформить ипотеку, даже если «серая» часть его зарплаты гораздо больше «белой».

Уголовная ответственность

Налог с зарплаты работников удерживает и перечисляет работодатель (ст.226 НК РФ). Однако, если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов. За указанное деяние установлена налоговая и уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере. Вместе с тем, при определенных обстоятельствах суд может освободить вас от неё (ст.122 НК РФ; ст.76.2, ст.198 УК РФ).

Обратите внимание! Штраф за неуплату налогов может составлять от 20 до 40% от неуплаченной суммы (ст.122 НК РФ).


Негативные последствия неформальной занятости работников и неофициальной оплаты труда

Выплата работникам неофициальной заработной платы приводит к серьезным нарушениям трудовых и социальных прав граждан, которые при отсутствии трудового договора доказать практически невозможно.

Скрытые формы получения заработной платы уменьшают размер будущих пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Кроме того, работники, получающие заработную плату в «конвертах», лишены возможности пользоваться налоговыми вычетами в отношении расходов на покупку жилья, на оплату обучения и медицинских услуг, приобретение лекарств и т.д. Также работник рискует не получить кредит в желаемых размерах. В случае задержки или неуплаты работодателем части заработной платы сотрудник не сможет обратиться в суд для защиты своих интересов, так как отсутствуют документы, подтверждающие обязанность работодателя выплатить заработную плату в полном размере.

Неофициальная заработная плата имеет негативные последствия не только для работников, но и для работодателей.

Недобросовестному работодателю грозит ответственность, предусмотренная ст.419 ТК РФ. В данном случае работодатель привлекается к дисциплинарной, материальной, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

В случае выплаты неофициальной заработной платы работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности за неуплату налогов и страховых взносов (п.1 ст.199 УК РФ).

Выплачивая официальную заработную плату, работодатель получает стабильность, незапятнанную репутацию, отсутствие рисков, связанных с нарушением законодательства, эффективные взаимоотношения с работниками.

Учитывая, что налоги и страховые взносы исчисляются и уплачиваются только с официальной заработной платы, перечисляя в полном объеме обязательные платежи с выплат физическим лицам, работодатели способствуют наполняемости бюджетов различных уровней, тем самым вносят значимый вклад в обеспечение повышения качества жизни, выполнение различных социально-экономических программ, развитие территорий, финансирование таких важных сфер как наука, здравоохранение, образование, услугами которых пользуются сами работодатели и их семьи.


В случае нарушения Ваших прав Вы можете обратиться:

Органы надзора и контроля:

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

ИНФОРМАЦИЯ

Сведения о численности и фактических затратах на денежное содержание муниципальных служащих администрации Нижнеилимского муниципального района и работников муниципальных учреждений                                за 1 квартал 2024 года
фактическая
численность
(чел.)
фактические затраты на оплату труда
 (тыс.руб.)
Администрация района 77,6 24 790,1
Учреждения образования 2 049
359 244,0
Учреждения культуры 171 34 834,3
Прочие муниципальные учреждения, не относящиеся к социальной сфере 253,4 44 465,5


ОФИЦИАЛЬНАЯ    ИНФОРМАЦИЯ:

Нормирование труда в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом типовых (межотраслевых)норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА 

    В настоящее время, Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Иркутской области отсутствует, применяется установленный минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017г. № 38-П, с 1 января 2018 года на размер федерального МРОТ начисляется районный коэффициент и надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (данные МРОТ в таблице с 1 января 2018, с 1 мая 2018, с 1 января 2019 указаны с учетом северного и районного коэффициента, с 1 января 2023 года указаны с учетом северного и районного коэффициента, с 1 января 2024 г. указаны с учетом северного и районного коэффициента):

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда

Сумма минимального
размера оплаты
труда
(руб., в месяц)

Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда

с 1 января 2024 г.             40 408,20 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 января 2023 г.             34 108,2 ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 июня 2022 г.

32 085,9
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 973
с 1 января 2022 г. 29 169,0 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
c 1 января 2021 г. 26 863,2 ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 января 2020 г. 25 473 ст. 1 Федерального закона
от 02.06.2016 № 164-ФЗ
с 1 января 2019 г. 23 688
ст. 1 Федерального закона    
от 02.06.2016 N 164-ФЗ
с 1 мая 2018 г. 23 442,3 ст. 1 Федерального закона    
от 02.06.2016 N 164-ФЗ
с 1 января 2018 г. 19 926,9 ст. 1 Федерального закона    
от 02.06.2016 N 164-ФЗ
с 1 июля 2016 г. 7 500 ст. 1 Федерального закона   
от 02.06.2016 N 164-ФЗ
с 1 января 2016 г. 6 204 ст. 1 Федерального закона  
от 14.12.2015 N 376-ФЗ
с 1 января 2015 г. 5 965 ст. 1 Федерального закона
от 01.12.2014 N 408-ФЗ
с 1 января 2014 г. 5 554 ст. 1 Федерального закона
от 02.12.2013 N 336-ФЗ

с 1 января 2013 г.

5 205

ст. 1 Федерального закона
от 03.12.2012 N 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.

4 611

ст. 1 Федерального закона
от 01.06.2011 N 106-ФЗ

с 1 января 2009 г.

4 330

ст. 1 Федерального закона
от 24.06.2008 N 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г.

2 300 

ст. 1 Федерального закона
от 20.04.2007 N 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г.

1 100

ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г.

800 

ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 января 2005 г.

720 

ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 октября 2003 г.

600 

ст. 1 Федерального закона
от 01.10.2003 N 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г.

450 

ст. 1 Федерального закона
от 29.04.2002 N 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г.

300 

ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 января 2001 г.

200 

ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г.

132 

ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ